2 сентября в Алтайском театре кукол «Сказка» состоялась премьера нового спектакля «Снежная королева» по произведению Ханса Кристиана Андерсена. Мы узнали у режиссера Светланы Озерской, не страшно ли ей было браться за этот материал, в чем подвиг Герды и почему важно перечитать сказку перед походом в театр.
- «Снежная королева» в театральном мире очень популярная история. Вам не было страшно браться за материал, который ставили множество раз?
Когда ты читаешь материал для постановки, то невольно находишь новые созвучные с тобой и со временем темы. Поэтому, наверное, разные режиссеры не боятся браться за одно и то же произведение – ведь каждый найдет свои точки соприкосновения. Наша «Снежная королева» в чем-то будет похожа на другие постановки, но в чем-то и совершенно отличаться.
- Чем Вам интересна эта сказка?
Как многие гениальные писатели, Андерсен многослоен, он поднимает много сложных тем. Сам он, кстати, был уверен, что пишет исключительно для взрослой аудитории.
Например, в «Снежной королеве» описывается волшебство, но это другое волшебство – которое может быть злым, страшным. Все начинается с зеркала троллей – разбившись, оно осколком залетает в сердце и глаз Кая.
Андерсен поднимает совсем не детский вопрос жизни и смерти – после пропажи мальчика Герде говорят, что Кай умер. И маленькая девочка впервые переживает страшный удар – потерю близкого человека. Актеры проживают эту ситуацию вместе с героиней.
- И тем сложнее Герде поверить в то, что Кай все-таки жив и решиться на его поиски?
Да, вот эта сила веры Герду и ведет в путь.
- И большой подвиг такой маленькой девочки подчеркивается ее маленьким кукольным размером?
Совершенно верно, это маленькая девочка в большом мире. Ее окружают большие люди-актеры, которые существуют как рассказчики, создают повороты истории. Иногда они бывают растерянными, не знают, как сказать Герде, что Кая больше нет; вместе с героиней верят, что принц действительно тот, кого она ищет, и разочаровываются в правде.
Куколка действительно маленькая, трогательная, нежная, беззащитная – нам хотелось создать образ ребенка, который только-только соприкасается с внешним миром и попадает во взрослые неприятности.
- В спектакле всего две куклы, а актеры много работают с разными объектами и фактурами. Вы любите подобный прием?
Я люблю трансформирующиеся фактуры, которые могут быть разными персонажами. Здесь мы используем острую льдистую фактуру – ее нам подсказал образ зеркала троллей. И весь мир, куда попадает Герда, ища своего названного брата, состоит из нее. Это нереальный мир с фантазийными персонажами.
- То есть зрителям нужно будет подключить свою фантазию, чтобы собрать эти образы воедино?
Да, мне очень нравится беседовать со зрителем как с соавтором. Когда мы не диктуем ему картинку, а подключаем его творческий потенциал.
- Вы рекомендуете спектакль для детей старше 9 лет. Почему?
Потому что, как я говорила, в спектакле затрагиваются сложные темы. Мы бы даже советовали зрителям перечитать сказку Андерсена перед походом в театр. Зачастую у нас складываются впечатления о «Снежной королеве» не из книги, а из мультифильмов и фильмов – а у них своя интерпретация истории. Нам же захотелось обратиться именно к оригинальному тексту в хорошем переводе и заново «перечитать» его вместе со зрителями.
- А какую «Снежную королеву» из своего детства помните Вы?
Конечно, сразу вспоминается советский мультфильм с высокой статной женщиной, собранной изо льда – этот образ западает в память. Мне в том числе приходилось преодолевать эту интерпретацию в своей голове. В том и плюсы материала, что в нем можно очень многое раскапывать, рассматривать с разных сторон – что мы и делаем.
Закончится сказка хорошо – это нам продиктовал сам Андерсен. Но дорога к счастливому финалу будет трудной.
Светлана Озерская (Санкт-Петербург) – режиссер, театральный педагог, один из основателей театра пластики рук «HAND MADE», создатель театрального проекта «Круглый год», режиссер проекта «Музей+Театр» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург), участник и лауреат многочисленных театральный фестивалей. Спектакли Светланы идут в театрах кукол по всей России.