+7(3852) 50-20-90

г. Барнаул, Пушкина, 41
Режим работы кассы: пн-пт 9.00-19.00 (обед 14.00-15.00), сб 9.00-18.00, вс 9.00-18.00
   
 
   
 
Фото Евгений НАЛИМОВ

 
В новом здании театра кукол «Сказка» на улице Пушкина прошла первая открытая сдача спектакля. Впрочем, и без этого постановка режиссера Александра Янушкевича «Паша» стала бы вехой для театра: в Барнауле еще не видели таких кукол, каких придумал художник Антон Болкунов, и уж, конечно, не слышали таких текстов со сцены, которая привычно считается детской. Убедиться в этом смогут зрители старше 18 лет на официальной премьере в сентябре.

Жители Пролетарки

На серой сцене публика увидела большие коробки, оклеенные со всех сторон фотографиями типовых панельных многоэтажек. В это неуловимо дискомфортное пространство условного спального района входит молодой человек и произносит: «Я не любил отца. Он был автомобилистом. Все на стройке в сифу играют, а я ключи в гараже подаю. Будешь тут счастлив! С таким отцом, как у меня, держи карман шире».

Молодого человека зовут Паша, точнее, он – одна из четырех ипостасей заглавного героя спектакля. В этот момент его отец-автомобилист (актер Юрий Антипенков) обнаруживает себя струйкой сигаретного дыма из коробки-многоэтажки. Из другой коробки выходит мужчина с голым торсом и начинает тягать гантели. Из третьей торчат чьи-то босые пятки, из четвертой – бубнящая голова в «телевизоре», из пятой – деловитый человек с шуруповертом: сосед с хроническим ремонтом, кошмар любого дома. Но едва вы привыкаете к артистам в живом плане, как появляются куклы, вызывавшие на первом показе почти что нервный смех: куклы-рукава и куклы-штанины с непременными лампасами от спортивных костюмов и тряпичными головами, на которых смутно угадываются черты лиц самих артистов. А дальше на сцене возникают все новые удивительные персонажи: девушка-спасательный круг в бикини, школьница-змея, извивающаяся на дискотеке, разбитная дамочка, состоящая буквально из головы и ног в сетчатых колготках, человек-мешок, человек-колбаса…

С надеждой на лучшее

В основе спектакля – сборник автобиографической прозы молодого пермского автора Павла Селукова «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы». Эти небольшие истории объединены главным образом местом действия – пермским районом Пролетарка. Вообразить себе его обитателей, главных действующих лиц книги, вы и сами сможете без труда: юные маргиналы и наркоманы, начинающие бандиты, дети жестоких отцов или пьющих матерей, потерянная молодежь, пытающаяся любыми способами выбраться из бедности и безнадеги. В одном из интервью Селуков говорил: «Почему-то все думают, что это книга про девяностые, но она про нулевые, потому что в 2000 году мне было 14 лет. И нулевые были в каком-то смысле хуже 90-х, во всяком случае, в Перми».

Директор театра «Сказка» Надежда Васильева на вопрос, не напугали ли ее рассказы Селукова, предложенные в качестве основы для спектакля, отвечает: «Конечно, напугали!» И если вы ожидаете чернухи, то не ошибаетесь. Хотя особенно жесткие сюжеты московский драматург Алексей Гончаренко для спектакля сильно смягчил. Например, история влюбленных старшеклассников, на которых напали на диком пляже, а девушку чуть не изнасиловали, превратилась просто в сюжет об абсурдной драке, затеянной взрослым мужиком с пацаном-подростком, чтобы размять кулаки (кстати, дрался актер с большой мягкой куклой-охранником).

Но одной чернухой дело, конечно, не ограничивается, иначе сборник Селукова не был бы сейчас столь популярным чтением. В книге (а в спектакле Александра Янушкевича особенно!) в самые неожиданные моменты то и дело обнаруживаются тяга к чему-то светлому или хотя бы нормальному, любовь и парадоксальная надежда на лучшее, которая порой даже сбывается, пусть и не так, как мы ждем. Вот и Паша, мальчик с окраины, пройдя через непростые этапы взросления, примиряется с отцом и становится писателем, и зловещая тень тюрьмы больше не маячит где-то рядом.

«Всегда рискуем»

– Когда началась пандемия, мы с режиссером созвонились и вдруг выяснили, что читаем одно и то же произведение, – объясняет выбор материала драматург Александр Гончаренко. – Нас торкнула эта тема: человек, который оказался в сложных обстоятельствах, в непростом окружении и пытается вырваться.

Гончаренко признается, что и после первого показа продолжит менять текст, который писал специально под конкретных артистов. «Нам хотелось не просто «исполнителей». Актеры все-таки личности, и было важно, чтобы они понимали, о чем эта история, и как-то помогали», – замечает драматург.

Что касается удивительных кукол, то художник Антон Болкунов затруднился дать им название:

– Когда мы с Сашей (Янушкевичем. – Ред.) работаем, всегда стараемся что-нибудь новое выдумать, рискуем и не используем традиционные марионетки или планшетки. Нам кажется, что новый материал должен родить и новый прием. Я этих кукол в 3D-программе придумывал, выяснилось, что чем меньше их антропоморфность, тем интереснее с ними работать. Да и что там придумывать – эти персонажи утром на остановках стоят: человек-пузырь, человек-рука, человек-колено. Мы же их знаем!

Любовь Карпова
Источник: https://www.ap22.ru.

 

© 2018 - 2022 Алтайский Государственный Театр Кукол «СКАЗКА». Все права защищены.