Под инструментальный кавер «Наутилуса», «Гражданской обороны», «Зверей» и «Арии» на сцене театра кукол «Сказка» была представлена история трехвековой давности. Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина, переосмысленная питерским режиссером Светланой Дорожко, настолько поразила своей зрелищностью, живостью характеров и эксцентричностью, что все взрослые зрители тут же решили: теперь знакомиться с программным произведением барнаульские школьники должны, несомненно, именно с этой постановки. А сам первоисточник следует оставить на потом.
Если вкратце охарактеризовать увиденное, то спектакль про недоросля Митрофанушку получился просто ух! Музыкальный, танцевальный (в одной из сцен главный герой даже исполняет брейк-данс), мастерски сложенный, художественно продуманный, захватывающий, остроумно скроенный, в общем, так и подмывает сказать: «Шедевр!». Но, по всей видимости, режиссер «Недоросля» подобного пафоса не оценила бы – по крайней мере, сложилось впечатление, что именно от всего напускного и неестественного (а в драматургии XVIII века действовали свои законы, нуждающиеся в переводе на современный театральный язык) она безжалостно избавилась во время переноса классической комедии на сцену. Вероятно, поэтому взятый за основу материал, созданный в XVIII веке, игрался легко, не требовал «сносок на полях», был понятен и свеж.
Начнем с того, что главная публика – дети и подростки, приглашенные на просмотр краевым отделением Российского детского фонда, – живо реагировала на шутки, рукоплескала, сидя пританцовывала, а главное, не отвлекалась на телефоны, на соседей, на тайно пронесенные сладости. Взрослые же сидели в оцепенении. Такого зрелищного действа в театре кукол они еще не видели. Казалось, что сцена дышала, двигалась, жила. Яркие декорации, стремительные перемещения героев по сцене, их перевоплощения – одна картина сменяла другую, приводя публику в настоящий восторг. На руку спектаклю сыграла и многомерность образов, использование в спектакле разных видов кукол – к примеру, рядом с возвышающейся над всеми матери Митрофанушки госпожи Простаковой (за счет приделанной к актрисе Виктории Бахаревой огромной головы) ее безвольный муж-подкаблучник был показан с помощью маленькой куклы, чем еще больше подчеркивалась его ничтожность, его мелкая заискивающая натура. Сама Простакова была показана через руки, которыми она постоянно что-то вырисовывала в воздухе, словно загребала. Неслучайно в моменты, когда происходящее выходило из-под контроля «злобной фурии», у нее вырастала огромная рука, норовящая поддать, смести в сторону. Благодаря этой детали реплика, которую произносит Простакова в финале спектакля: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!», начинает восприниматься буквально. Интересно были решены образы и других персонажей. Так, брат Простаковой, помешанный на свиньях помещик Скотинин, предстал перед публикой в свином обличье. А мудрец-Стародум выезжает на сцену на трибуне, с которой вещает в терновом венце и раздает свои советы.
В целом получился спектакль-игра, в котором некоторые персонажи показываются через куклы (в постановке их пять), а некоторые через предметы, передающие внутреннюю суть. Как пояснила сама режиссер, таков мир Митрофанушки, который все в жизни воспринимает через игру. Он даже предстоящую женитьбу рассматривает не как этап взросления, а как очередную забаву (вспомним пресловутое «Не хочу учиться, а хочу жениться!»). Поэтому вся эта игра Митрофанушки в жизнь внезапно обрывается в конце пьесы, когда его отправляют служить.
Что касается актерского состава, то даже на худсовете, состоявшемся сразу после спектакля, было отмечено: получился такой слаженный ансамбль, который на одной сцене – большая редкость.
— Признаться, эту пьесу мне уже доводилось ставить в Красноярском театре кукол (правда, совсем с другим визуальным решением и другими мыслями), – высказалась Светлана Дорожко. – Но на барнаульской сцене произошло то, чего я не ожидала: молодость актерской труппы напитала спектакль энергией, которая была необходима для подачи такого непростого для восприятия материала.
Наталья Катренко
Источник: Вечерний Барнаул